среда, 24 июля 2013 г.

Женская одежда вайнахов


Указанные элементы одежды объединяются в три группы: цельная одежда, носимая выше пояса (талии) и ниже его.

К цельной одежде относятся рубаха, чоха, архалук, кожаная шуба, ко второй группе - жилет, нагрудник, к третьей - юбка и штаны.

Уже в XIV-ХVI вв. на вайнахских женщинах появились рубахи из шелковой ткани. Это указывает на то, что в этот период времени определенная часть населения была более обеспеченной с экономической точки зрения. Завозимые торговцами дорогие ткани, естественно, доставлялись женщинам из зажиточных семей, которые к тому же имели уже вкус к их ношению.

Ежегодно в день окончания поста детям обязательно шили хотя бы один новый элемент одежды. Этот праздник члены семьи встречали выкупавшись и одетыми в новое.

В женской одежде ярко выражалось имущественное положение. В горных районах, где преобладало скотоводство, женщины предпочитали простую одежду, иногда шерстяную, домотканую. Бедные носили одежду, не снимая, до полного износа.

Следующим элементом одежды вайнахской женщины являлась чоха, или, как ее называют чеченцы, чоха-гlабали. Вахнахские женщины одевали чоху с 12-летнего возраста. Шился этот элемент у разных вайнахов по-разному. Одна чоха была присборена в талии, и носили ее 12-16-летние девочки, особенно хрупкого сложения. Вторая - 5-5-польная. Такую носили незамужние девушки и замужние женщины. Выше талии к чохе прикреплялась подкладка, а ниже талии она почти достигала земли. Женщины из зажиточных семей шили чоху из бархата, парчи, сукна. А большинство населения - из сатина и крашенной шерстяной ткани. Старые женщины чоху не надевали. Их домашней и выходной одеждой были полностью прямо срезанные платья-рубахи и платья с кокеткой, которые и по сей день распространены среди пожилых женщин.

По традиции у вайнахов было принято приберегать смену одежды специально для выхода, на праздничные случаи. Дома же можно было одевать какую угодно одежду, на это никто не обращал внимания, лишь бы не было видно нагое тело. Вообще-то у вайнахов не было принято шить специально домашнюю и рабочую одежду. Часто бывший в употреблении тот или иной элемент нарядной одежды использовался потом по повседневному назначению.

Осенней и зимней одеждой вайнахской женщины считался архалук - гlовтал. Ингуши считают его одеянием преимущественно пожилых женщин, однако нередко его с удовольствием носили и замужние, и молодые незамужние женщины. Архалук незамужней женщины шили из цветной шелковой ткани - дари, сукна - исхар, ластика - ластиг. В качестве подкладки использовали ситцевую ткань зеленого, синего или коричневого цветов. Гlовтал подбивали ватой и тонко простегивали. Его длина была чуть короче, чем чохи. Кроме того, он был приталенным. Покрой его существенно отличался от покроя чохи. Он напоминал мужской архалук, за исключением некоторых деталей.

Женскую одежду вайнахов, длинную, широкую - чоху и архалук - не носили без пояса. Известно, что женщины, жившие в Ножай-Юртовском, Веденском, Урус-Мартановском, Шалинском районах, во время работы одевали широкую рубаху, подпоясывались двойным куском ткани шириной в пядь, который и сегодня повязывают поверх рубахи пожилые люди, живущие в горных районах.